У артистов утро должно начинаться с танцев. Это правило подтвердил прошедший в репетиционном зале мастер-класс по танцам, который провёл для участников Шестого фестиваля «Территория жеста» актёр ТМЖ Игорь Стрелкин.
Стрелкин – один из самых пластичных артистов Театра мимики и жеста и корифей танцевальных постановок, так что людям было чему у него поучиться. Танцевальные движения применимы не только во время эстрадных номеров, но и в спектаклях и этюдах, поэтому хороший артист должен уметь двигаться не хуже профессионального танцовщика..
Разумеется, сначала идёт разминка всего тела – от массажа пальцев ног до скручивания позвоночника в самых разных позах. Затем преподаватель дал ряд разнообразных упражнений, где смешивались элементы бальных и современных танцев. За пару часов мастер-класса участники тренировали как классические батман, пируэт, арабеск, так и хип-хоповые боди ролл, хиплифт, флекс, локомотор. Для некоторых участников некоторые движения были внове, так что мастер-класс по танцам позволил опытным ученикам отшлифовать свои движения, а другим – освоить новые.
Тем временем в фойе ТМЖ шёл другой мастер-класс на тему сценического жеста. Вёл его сам директор Театра Мимики и Жеста, глава оргкомитета фестиваля Роберт Фомин. Роберт Валерьевич как никто знает все нюансы и проблемы подачи языка глухих с театральных подмостков, поэтому участники встречи знали – мастер-класс будет полезным.
Фомин сразу поставил перед собравшимися проблему соответствия ЖЯ словам пьесы. Например, в жестовом языке отсутствуют «законодательно» зафиксированные термины, такие как «граф», «барон», «маркиз», «князь», «кавалер» и так далее. Глухие привыкли все эти слова скопом обозначать жестовым термином «аристократ». Поэтому, отметил Фомин, приходится много думать, изобретать те или иные варианты жестов, чтобы ощущалась хоть какая-то дифференциация понятий.
Каждая роль требует перевоплощения, а значит – своей манеры движения, своей окраски жестов. Задача актёра состоит в том, чтобы не излагать сценический текст так же, как в жизни. То есть условный артист Петров, исполняя роль знатного маркиза, не должен разговаривать как Петров. У знатного маркиза своя манера жестов и поведения, причём зритель должен верить, что по-другому маркиз и не может!
Когда Фомин спросил участников мастер-класса, сколько времени у них уходит на читку пьесы, то ответы звучали таким образом: «Неделю!», «Три дня!». А вот в Театре Мимики и Жеста, оказывается, на читку пьесы уходит месяц, а то и два. Потому что надо прорабатывать каждого персонажа, сформировать определённую манеру, подобрать соответствующие жесты. Так же, как слышащие артисты примеряют на себя роли, играя интонациями, тональностью голоса, скоростью речи.
Для наглядности были приглашены артисты ТМЖ, которые показали по несколько фраз из своих спектаклей.
В тоже время, заметил Фомин, во время представления необходимо соблюдать тонкую грань между естественностью речи и её сценичностью. Плохо, когда диалог между артистами ведётся быстро и смазано, как при обычном разговоре. Глухой зритель не успевает понять, о чём ведётся разговор. Но нехорошо, когда артисты свой диалог превращают в декламацию, становясь в вычурные позы и выспренно размахивая руками. Публика чувствует фальшивую наигранность такого подхода.
На мастер-классе Фомина поговорили и о важности понимания текста пьес, и о работе по привлечению зрителя, и о необходимости создания лаборатории по разработке новых ЖЯ- терминов, и о взаимодействии слышащих режиссёров с глухими артистами, и о нехватке драматургии по темам, близким неслышащей публике, и о роли дикторов, и о многом другом.
Участники высказывали свои мнения и замечания, а особый спор и горячую дискуссию вызвала позиция директора театра по поводу исполнения глухими ролей современных военных. Когда на сцене появляется, к примеру, офицер, участвующий в СВО или другой военной операции, и начинает изъясняться жестами – то у думающей публики это вызывает диссонанс, поскольку все знают, что глухой не может быть военным. Как быть и что делать?
За всеми этими беседами время, отведённое для мастер-класса по сценической речи, давно закончилось, и стало ясно, что тема эта – актуальна, наболевшая, требующая системного подхода и целого цикла такого рода занятий.
Текст: Михаил Веселов
Фото: Андрей Богатырёв