СПЕКТАКЛЬ «ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ ДОМОЙ»
У питерского театра глухих, пожалуй, оказалась самая актуальная и злободневная постановка из всех спектаклей, привезённых на Шестой фестиваль «Территория жеста». Потому что темой этого представления стала СВО. Директор театра неслышащий Владимир Бочаров сам написал пьесу и сам исполнил функцию режиссёра-постановщика.
Ночь на улице осаждённого Артёмовска. В подвале дома прячутся от бомбёжек три женщины – еврейка, русская и украинка. Они подруги с детства, всегда стояли друг за друга стеной, но при напряжении последних месяцев под угрозой ежедневной смерти, конечно неизбежны психологические срывы и ссоры. Подруги то конфликтуют, то мирятся.
В ткань сценического повествования удачно вплетены жестовые песни: еврейка исполняет «Хава Нагилу», украинка поёт про «одну калину за вікном», а русская доносит до зрителей надежду в песне «Это всё моё родное».
Разница взглядов на причины войны у молодёжи и взрослых показана в противостоянии матери-украинки и её сына, который уверен: во всём виновата Россия, русские пришли именно убивать и уничтожать. По развитию действия становится ясно, что отец подростка ещё в 2014 году ушёл воевать за ЛНР, а мать скрывала от сына правду, чтобы тот, по своей детской наивности не проболтался кому не следует о выборе своего папы.
Тема битвы российских солдат с украинскими для Бочарова важна не только своим общим значением, но и тем, что сам глава Санкт-Петербургского театра глухих родом из Луганской области – той земли, где сейчас разворачиваются кровавые события. У Бочарова там, на опалённой войной родине остались родственники и друзья. По их рассказам, по воспоминаниям и был выработан сюжет спектакля, премьера которого прошла в северной столице 28 октября. Второй раз спектакль был показан спустя неделю на «Территории жеста»
Автор пьесы показал, как долго, со скрипом меняется мировоззрение юного украинца. Доводы матери и бабушки молодой человек не приемлет. Он отказывается, болея бронхитом, принимать помощь от российского военного медика, как от оккупанта.
Драматическая кульминация происходит, когда неожиданно появляется отец пацана, но для юноши это шок, ведь папа – майор народной милиции ЛНР. Лишь в последний момент сын признаёт батю, но тому уже надо снова спешить – на войну. Расставанием и заканчивается представление, вызвав слёзы у сентиментальной части зрителей.
Труппа театра во главе с Бочаровым специально ездила в Донецкую и Луганскую области, чтобы побывать в тех местах, чтобы потом достовернее сыграть свои роли. Съёмки Саур-Могилы и ЖЯ-песни «Возвращайтесь домой» были использованы в ходе постановки. По окончании этой финальной песни половина зала, аплодируя, встала с мест, что говорит о несомненном успехе петербургской постановки.
Текст: Михаил Веселов
Фото: Андрей Богатырёв
Видео: Антон Лагутин