ДЕНЬ 3. МАСТЕР-КЛАСС ПО ЖЕСТОВОЙ ПЕСНЕ

Ни дня без мастер-класса! Такой девиз, очевидно, взял себе Шестой Международный фестиваль театрального искусства «Территория жеста». И вот утром третьего дня фестивальной программы в фойе Театра мимики и жеста состоялся очередной мастер-класс, на этот раз – по жестовой песне. 

Вёл занятие Максим Тиунов – актёр и режиссёр ТМЖ, а также преподаватель жестовой речи и жестовой песни в РГСАИ. Начитанный и эрудированный, Тиунов блестяще владеет педагогическим и ораторским мастерством, умея разговаривать с публикой на равных, включая её в диалог, заставляя то смеяться, то задумываться.

И начал Тиунов «аб ово». То есть «с яйца», как говорили древние римляне. То есть – «с самого начала», а именно с того, как ЖЯ-певец выходит на сцену. Жестовая песня включает в себя не только жесты, но и пластику тела, и манеру походки. И если ты исполняешь героическую песню, а выходишь на сцену вяло и развинченно, то у зрителя это вызывает диссонанс. Умение владеть телом прибавляет много очков исполнителю песни, поэтому пластические навыки важны – вплоть до умения непринуждённо сделать кувырок!

В качестве «подопытных кроликов» для наглядности Тиунов вызвал двух своих учениц, которые исполняли песню Анжелики Варум «Румба». Девочкам пришлось нелегко. Только они затягивали «Долгий вечер покидает нас. Шум затих, свет погас, и взлетает в тишине ночной…», как педагог прерывал всё это и начинал докапываться:

«Ноги – это воля артиста, а руки – это чувства артиста» – сформулировал Максим Тиунов, и провёл со всеми своего рода массовый тренинг по выработке правильной походки. Всем любителям ЖЯ-песни стало ясно, что само выступление начинается с первой секунды выхода на театральные подмостки, а отнюдь не с первых слов куплета. Правильная, соответствующая теме песни, подача себя в первый же момент – помогает актёру настроиться на нужный лад, а зрителю воспринимать концертный номер. 

– Где синхронность движения в танцевальном моменте?

– Этот куплет – кульминация, вы не показали, что это кульминация!

– Песня о чём? «Будь со мной»? То есть вы обращаетесь к мужчине с требованием, чтобы он был с вами. Верно? Не вижу требовательности в жестах и выражении лица…

– Вас двое. То есть вы – женщины соперницы, которые борются за одного мужчину. Должна быть видна борьба и стремление к победе! Жест резче, взгляд призывнее!

Слушающий народ проникался тем, что жестовая песня – это настоящий театр, исполнитель играет определённую роль и должен соответствовать этой роли во всём. И вживаться в образ требуется в полную силу, по системе Станиславского. Жестовая песня – это не встал столбом и помахал ручками, радуясь самому себе.  Это настоящий спектакль.

Особенно всё всем ясно стало на следующем этапе мастер-класса, когда ученицей Тиунова на короткое время стала актриса из Воронежа (коллектив воронежских неслышащих эстрадников прибыл на фестиваль, чтобы выступить в заключительном гала-концерте). Тиунов начал вносить поправки сразу в первые моменты перед собственно песней. По ходу дела простой выход актрисы на сцену превращался в полноценную мизансцену и яркий психологический портрет. Зритель сразу начинал чувствовать, что да, петь будут не про что-то сентиментальное или возвышенное, а про совсем другое.

Это «другое» было песней Мамаши Мортон из мюзикла «Чикаго». Матрона Мортон  – типаж мощной дамы, надзирательницы женской тюрьмы, любящей деньги, власть и мужчин. 

– Походка от бедра! – вещал Тиунов. – Жесты мощнее и шире! Ты же стоишь в длинном тюремном коридоре, тебя должны видеть все! Поэтому не надо вяло под носом шевелить руками. А где артикуляция? Ты командирша, ты королева, ты всех держишь в страхе и умеешь давить! Значит, рот широко открываем, чётко, доходчиво! Ярче показываем, что в любой момент ты готова впасть в гнев и уничтожить всех непослушных! Вот этот жест «деньги плати» покажи резче. А теперь я предлагаю вот так развернуться спиной к зрителям, хлопнуть себя по задней нижней части и агрессивно улыбнуться! Ты же женщина-вамп, смертельно опасная и привлекательная!

И на глазах наблюдателей осуществлялось волшебное преображение. Ведь когда певица начала петь в первый раз, то это просто вышла женщина с намерением «щас спою». А после тиуновской огранки перед зрителями предстала в натуре Мамаша Мортон, свирепая надзирательница, сгусток угрозы и победной самоуверенности: «Будешь доброй к Маме – Мама всё вернёт!»

Тиунов отметил следующий момент: в актёрском мастерстве нет общих технических правил и приёмов, которые подойдут всем. Психофизиология актёра у каждого своя, поэтому, вырабатывая технику подачи себя зрителю, необходимо исходить из того, какая у исполнителя манера двигаться, какие у него особенности мимики лица, какая манера жестовой речи. Поэтому одна и та же роль у разных артистов (так же, как и одна и та же ЖЯ-песня у разных исполнителей) выходит по-разному. Успех имеют лишь те выступления, где тщательно отработана любая мелочь – от первого шага по сцене до последнего движения в конце номера.

Мастер-класс получился весьма познавательным и интересным – даже для тех, кто и не собирался никогда пробовать себя в роли ЖЯ-певца.

Текст: Михаил Веселов

Фото: Андрей Богатырев

Видео: Антон Лагутин