СПЕКТАКЛЬ «ЧУДНАЯ БАБА»
Нынешнему поколению полезно знать, что пьесу «Чудная баба» Нина Садур написала в 1981 году, на закате брежневского застоя. Тогда в государственной практике было обычным делом направлять городских служащих и прочих бюджетников на пару недель в деревни – помогать колхозникам убирать картошку. Отказаться было нельзя. Эти ежегодные мероприятия так и называлось – «поехать на картошку». Вот и одна из главных героинь пьесы Лидия Петровна приезжает на картошку…
Перипетии «Чудной бабы» является отражением экзистенциальных переживаний мятущейся человеческой души, задыхающейся в привычном и банальном распорядке бытовой жизни. И блуждающая по просторам картофельных полей то ли юродивая, то ли ведьма – Чудная Баба – может быть как мистическим порождением хаоса, так и всего-навсего результатом шизофренического раздвоения личности. Глюк или демон? Прямого ответа в пьесе не даётся.
Главная героиня пускается в споры с Чудной Бабой, конфликтует с ней. Но Чудная Баба неумолимо доказывает, что весь окружающий Лидию Сергеевну мир – лишь пустышка, декорация, что ничего на самом деле реально не существует. Вместе с этим призрачным существом простая советская служащая оказывается свидетелем разрушения прежней Земли и появления новорождённой реальности.
Что Чудная Баба не человек, зритель уже не сомневается. Но может, это всё-таки обычная шиза? Или нет? Чем дальше, тем чуднее! Есть символизм в том, что театр «ЧудННые» рассказывает историю о Чудной Бабе. Стоит отдать должное неслышащму режиссёру, выпускнице актёрского факультете РГСАИ и актрисе Театра мимики и жеста Анне Балушевой, что она взялась ставить эту непростую для массового восприятия метафизическую пьесу.
Когда Лидия Сергеевна возвращается в город и выходит на работу, её сослуживцы понимают, что с ней что-то не то. В конструкторском бюро начинают волноваться, пытаться поговорить с Лидией, предлагают отдыхать, лечиться и прочее.
Реквизитом сцены служит лишь стол, который присутствовал и на картофельном поле в момент встречи главной героини с Чудной Бабой. Минимализм декораций в окружающем тёмном пространстве только подчёркивает уверенность Лидии Сергеевны, что ведьма права, что всё вокруг – эфемерное и не настоящее.
Коллеги разными способами пытаются доказать, что они живые, но чем усерднее их попытки, тем больше они уже сами сомневаются в реальности своего существования. Таким образом, мистика и бытовая реальность переплетаются, указывая пограничное эмоционально-психологическое состояние Лидии, отчаявшейся найти смысл жизни.
– Я одна, только я лежу в сырой, глубокой земле, а мир цветет, счастливый, счастливый, живой! Прощайте, милые! Живите долго, богато, любите, рожайте, работайте и отдыхайте! Прощайте! – таковы последние слова главной героини, уходящей со сцены. Она сошла с ума, и придумала всё это? Нет, не так всё просто: в последний момент все коллеги Лидии Сергеевны вдруг выключаются, словно сломанные механические куклы, и появляется Чудная Баба. И что произошло на самом деле – решать зрителю.
Текст: Михаил Веселов
Фото: Андрей Богатырев
Видео: Антон Лагутин